» »

Административно командная модель где зародилась. Командно-административная система. Административно-командная модель экономики в мире

03.05.2024

Тема 4. Типология экономических систем и тип российской экономики

Можно выделить четыре основных типа хозяйственных систем:

· традиционная экономика (присуща так называемым "развивающимся" странам - Афганистан, Бангладеш, Пакистан),;

· командно-административная экономика (в настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам)

· рыночная экономика (в чистом виде не имеет реальных примеров);

· смешанная экономика (Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т. д).

Типы экономических систем различаются по следующим основным параметрам:

· Преобладающая форма собственности: частная или государственная;

· Роль государства в экономике

· Главенство интересов общества или определенного социаль­ного слоя,

· Степень экономической свободы выбора субъектов экономики;

· Основа принятия решений «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить

· Главный мотив экономической деятельности

Традиционная многоукладная экономика.

Она называется традиционной потому, что главные проблемы экономики – «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решается на основе традиций и обычаев. На них же основывается и распределение ресурсов и материальных благ

Преобладающей формой собственности является коллективная (земля и капитал – основные факторы производства - принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании). Такая экономика может быть основана на государственной собственности (например, экономики древнего Китая, Египта).

Главным мотивом к производству является удовлетворение общественных потребностей.

В производстве доминируют экстенсивные трудоемкие технологии, используются простейшие орудия труда. Темпы роста экономики низки или отсутствуют совсем. Экономика многоукладная. Сегодня включает такие основные сегменты, как:

· натурально-общинное производство (оно занимает ведущие позиции),

· мелкотоварное производство крестьянских и ремес­ленных домохозяйств,

· производство на основе иностранного капитала.

Экономика вторична, встроена в систему социальных отношений, является их стороной. Т.е экономические цели поведения субъектов вторичны по отношению к социальным целям (статус, уважение и т.д).

Отсюда важность социальных связей и институтов в организации экономической деятельности. Сохраняется главенство интересов родоплеменных общин или кланов.

Роль государства в такой экономике огромна. Без него невозможно обеспечение единой стратегии развития страны как единого целого. Ремес­ленники, крестьяне, вожди племен не имеют для этого ресурсов, ино­странный капитал - интереса. Их цели разноплановы и трудно сводимы к какой-либо общей основе.

В царской России традиционная экономическая система была преобладающей вплоть до середины 19 века. Для нее были характерны:

· труд крепостных крестьян и рабочих, которые тоже были крепостными,

· общинное земледелие,

· натуральное хозяйство и промысловая деятельность крестьян

· наличие ремесленного и мелкотоварного производства.

Традиционная система играла существенную роль до начала 20 века. Только в конце 19 века стали получать распространение элементы рыночной системы, во многом под влиянием Столыпинских реформ.

Сегодня традиционная экономика присутствует в РФ фрагментарно (народы севера, частично личное подсобное хозяйство, производство продуктов нац. творчества и т.п.). Около 45% сельского и лесного х-ва, 10% рыболовства и рыбоводства, 7% строительства, 15% торговли, ремонта транспортных средств и бытовой техники, 27% гостиниц и ресторанов – продукция домашних хозяйств, производство которой во многом носит традиционный характер.

Командно-административная система

Данная система достаточно эффективна на исторически коротких отрезках времени при решении задач ускоренного догоняющего экономического развития и необходи­мости концентрации крайне ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях.

Специфика такой системы:

· экономика базируется на господстве общественной (государственной) собственности на практически все экономические ресурсы (обычно кроме трудового фактора).

· использование ресурсов контролируется государством посредством административных механизмов.

· «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить решает государство. Выбор принимает форму централизованно планирования и базируется на приоритете общественных интересов, которые формулирует властная группа

· план регламентирует основные параметры производства и связи и является законом

· выполнение плана является главным мотивом поведения. Экономия же ресурсов и рост их отдачи как основополагающий мотив экономического поведения отходит на второй план

По мере роста объема и динамично изменяющейся структуры производства эффективность системы снижается. Ошибки централизованного планирования становятся все более существенными. Возникают хронические проблемы, в числе которых:

· проблема дефицита всех видов ресурсов и большинства производимых благ

· проблема диспропорциональности экономики

· проблема экономической власти товаропроизводителя, а не потребителя, что подавляет заинтересованность в инновациях, в росте эффективности и в производстве качественных продуктов.

· проблема отвлечения ресурсов ввиду того, что предприятия вынуждены создавать сверхнормативные за­пасы ресурсов для исправления ошибок при планировании распределения ресурсов и на случай нарушения условий запланированных их поставок.

В России командно-административная система доминировала в ХХ веке почти 70 лет. На последних этапах ее существования произошло полное размывание института общественной собственности. Центральный управленческий аппарат перестал даже приблизительно правильно определять общественные интересы, подменив их на ведомственные.

Управляющий аппарат на более низких уровнях стал считать общественную собственность ничьей, бесхозной и постарался создать механизм личного присвоения результатов ее применения.

Рыночная экономика

Она предполагает:

· преобладание частной собственности;

· главенство личных интересов (отождествляемых с максимизацией личной полезности) как мотива поведения;

· личная экономическая свобода выбора;

· конкуренция как основной механизм координации (определения цен на блага и факторы производства) и поддержания пропорций.

Наиболее эффективно механизм рыночного саморегулирования про­является на микроуровне экономики. Здесь ры­ночные приоритеты и индивидуальный стимул товаропроизводителя практически совпадают.

Достаточно эффективное рыночное регулирование экономических процессов на макроуровне возможно лишь при определенных условиях:

· наличия развитой конку­ренции между товаропроизводителями;

· невысоких темпах роста и сохранении значительной инерционности сложившегося соотноше­ния спроса и предложения;

· несложной отраслевой структуры экономики;

В этих условиях уровень цен и их колебание служат надежным индикатором об­щественных потребностей и обеспечивают саморегуляцию системы.

По мере роста экономики, усложнения ее структуры и связей, роста неопределенности эти условия становятся все менее реальными. В результате эффективность механиз­ма рыночного саморегулирования постепенно снижается. Именно поэтому рыночная экономика свободной конкуренции, сложившаяся к концу 18-го века, в конце 19-го века сходит со сцены. Развитие свободного рынка приводит к его качественной деформации. Обусловленные этим развитием процессы концентрации производства и капитала ведут к постепенному ограничению конкуренции и возникновению рыночной власти. На этой почве происходит перерастание экономики свободной конкуренции в развитую рыночную экономику.

В конце 19 начале 20 веков это породило следующую ситуацию:

· ведущие секторы экономики оказались монополизированными крупными товаропроизводителями.

· в экономике сформировались монопольный и конкурентный сектор

· значительная часть производственных процессов переросла рамки клас­сической частой собственности.

Возникло противоречие между новым состоянием экономики и рыночным механизмом саморегулирования, присущим экономике свободной конкуренции. Развитие этого противоречия привело к кризису и депрессии 1929 – 1933 годов и сделало очевидной необходимость вмешательства госу­дарства на макроуровне экономики в процессы ее регулирования.

Эта необходимость также обусловливалась и тем, что экономика совершенной конкуренции продемонстрировала неспособность решать важнейшие социаль­но-экономические проблемы общества:

· обеспечение социальных га­рантий населению;

· обеспечение социального равенства и социальной стабильности;

· определение перспективных направлений технического развития и структурной политики;

· охрана и защита окружающей среды и др.

Смешанная экономика

Представленные выше типы экономических систем сегодня не встречаются в чистом виде. Характеристики реальных экономик развитых стран расположены где-то между рыночным и командно-административным типами систем. Экономики развивающихся стран часто включают также отдельные элементы традиционного типа.

Если национальная экономическая система основывается на комбинации рыночных и административно-командных основ, то она относится к смешанному типу.

Формирование экономик смешанного типа связано активным вмешательством го­сударства в процесс регу­лирования национальной экономики, которое позволило восстановить работоспособность рыночного механизма.

Смешанная экономика представляет сочетание:

· частного и государственного секторов экономики. При этом сосу­ществование различные форм собственности имеет место в условиях преобладания частной соб­ственности

· рынка и государственного регулирования, Четко разграничиваются сферы действия механизма рыночного регулирования и механизма государственного регулирования макроэко­номических процессов.

· капиталистических тенденций и социализации жизни. Общественные интересы, прежде всего социальные их аспекты, становятся элементами целевой функции смешанной экономики, и частный бизнес вовлекается в решение этих задач.

Роль государства в смешанной экономике состоит в поддержании устойчивого экономического роста как базы повышения благосостояния и достижения полной занятости. Решение этой задачи требует от государства действий по следующим направлениям:

1. Создание благоприятных условий свободного функционирования рыночного механизма. Это включает:

· поддержку конкуренции,

· выработку «правил игры» и контроль их соблюдения

· организацию денежного обращения, обеспечение его устойчивости

· выработку экономической политики как основы долгосрочных ожиданий хозяйствующих субъектов.

2. Поддержку предприятий, принадлежащих государству.

3. Инвестирование в сферы производства общественных благ (образование, науку, культуру и т.д.)

4. Перераспределение ресурсов и доходов, необходимое для стимулирования экономики, предотвращения безработицы и кризисов, решения социальных задач

5. Поддержание внешнеэкономического равновесия.

Универсальной модели смешанной экономики не существует. В мире реализуется несколько ее вариантов. Наиболее известны американская, шведская, немецкая и японская модели.

Американская модель смешанной экономики.

Она отражает либеральный подход и реализует преимущественно рыночный механизм саморегулирования экономики. Имеет место незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства товаров и услуг. Это предполагает низкую долю государственной собственности. Вмешательство государства нацелено в основном на макроэкономическое регулирование денежно-кредитными и налогово-бюджетными средствами. На микроуровне оно связано с недопущением монополизма, стимулированием передовых технологий, всемерное поощрение предпринимательской активности.

Модель основана на массовой ориентации на достижение личного успеха. Она не ориентирована на достижение социального равенства. Однако построена так, что обогащение наиболее активной части населения сопровождается созданием приемлемого уровня жизни малообеспеченным группам.

Главные достоинства этой модели состоят в большой гибкости экономического механизма за счет быстрой реакцией на меняющуюся конъюнктуру; в высокой степени предпринимательской активности и ограниченных возможностях особо заинтересованных групп влиять на значимые для экономики политические решения.

После Второй мировой войны в Германии и Швеции получила распространение идея социально-ориентированной рыночной экономики. Основополагающим ее принципом является единство рынка и государства, предполагающее активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, заметный удельный вес государственной собствен­ности в валовом национальном продукте и сильную систему социального обеспечения;

Германская модель смешанной экономики

Соответствует концепции социальной рыночной экономики, предполагающей активное вмешательство государ­ства в экономику. Задача государства состоит в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Государ­ство призвано создавать условия для реализа­ции индивидуальной инициативы, обеспечивающие равенство прав и стартовых возможностей. Эти условия включают систему права и систему мер по поддержанию конкурентной среды.

Для германской модели характерны такие направления вмешательства государства в экономику,как:

Поддержание макроэкономической стабильности с помощью антициклического регулирования.

Проведение структурной политики.

Актив­ная государственная защита и поощрение конкуренции.

Стимулирование государством научно-технических, технологических и организационных инноваций, а также активное финансировании науки и исследований

Государство также активно (прямо или косвенно) включается в решение социальных проблем. В этом плане для германской модели характерны:

Обеспечение социального равенства путем энергичной социальной политики государства и его прямого участия в предоставлении социальных благ

Совместное определение уровня заработной платы и условий труда организациями работодателей и наемных работников.

Для германской экономики присущи определенные институционоальные особенности. В частности – это особенности механизма принятия решений на микроуровне, обусловленные структурой прав собственности в сфере бизнеса. В этом плане можно отметить значительную роль банков в экономике в качестве крупных акционеров компаний, активно участвующих в принятии бизнес решений. Кроме того, характер систем управления компаний таков, что все участники бизнес-процесса (акционеры, управляющие, наемные работники, арендаторы, поставщики и потребители) оказывают прямое влияние на принятие решений через такие органы, как наблюдательный и производственные советы.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель так же, как и германская, предполагает активное участие государства в экономике. Однако она отличается от германской более сильной социальной политикой сокращения имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Это обусловлено тем, что основными целями модели являются полная занятость и выравнивание доходов. Для Швеции, при незначительной доле государственной собственности на основные фонды, характерна крайне высокая доля государственных расходов в ВВП (более 50% ВВП), более ½ которых направляется на социальные нужды.

Активная политика государства нацелена, прежде всего, на обеспечение высокого растущего уровня жизни населения. Однако оно не принимает широкого прямого участия в решении этой задачи. Производство ВВП в определяющей мере обеспечивается частными предприятиями, действующими на конкурентной рыночной основе. При этом государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия.

Вмешательство государства направлено, в основном на:

· минимизацию социальных издержек рыночной экономики посредством политики перераспределения доходов и создания централизованных механизмов заключения коллективных договоров о заработной плате с участием организаций профсоюзов и предпринимателей

· формирование инфраструктуры

· организацию НИОКР.

Японская модель.

Японская модель легла в основу формирования восточно-азиатской модели, используемой рядом стран этого региона. С помощью этой модели всем этим странам удалось обеспечить ускоренный переход из состояния слаборазвитых в группу новых индустриальных государств.

Специфичной чертой модели является тесное сотрудничество между частным бизнесом и правительством в решение общих экономических проблем.

Для бизнеса в японской модели характерна опора на традиционные устои своеобразного коллективизма, философии групповых целей и устремлений. Это определило появ­ление специфической формы организации бизнеса – «кэйрэцу» – горизонтальных объедине­ний компаний, охватывающих разные сферы экономики. Отношениям в них присущи атмосфера доверия и отношения сотрудничества.

Это создает достоверные ожидания и существенно снижает уровень неопределенности ведения бизнеса.

Для государства в японской модели характерны:

· Стабильность аппарата чиновников, обеспечивающая преемственность экономической политики независимо от смены правительств.

· Ясность и стабильность макроэкономической политики как условия формирования ожиданий (особенно инвесторов)

· Высокая степень участия государства в определении путей развития экономики. Оно доведено до уровня применения государственного индикативного планирования. Предполагающего формирование системы планов (план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы, региональные планы).

· Развитая институциональная функция в форме разработки многочисленных правил для бизнеса, учитывающих позиции отраслевых ассоциаций бизнесменов.

· Активное экономическое регулирование, опирающееся на использование налоговых и кредитно-финансовых механизмов

Деятельность государства направлена на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики (ввиду узости внутреннего рынка). Это проявляется в прямой поддержке развития экспортных отраслей (специальные налоговые льготы, финансирование по ставкам ниже рыночных, дешевые кредиты для развития производства сырья и комплектующих, жестком регулировании финансовых рынков в целях направления ограниченных кредитных ресурсов в целевые отрасли и капиталоемкие производства). Правительство совместно с бизнесом непосредственно участвует в организации и финансировании НИОКР.

Обратной стороной направлености активности государства на формирование конкурентоспособной экспортоориентированной экономики, является мягкость отношения к вопросам монополизации. Она проявляется в мягкости антимонопольного законодательства, в поощрении развития крупного конкурентоспособного бизнеса, в поддержке роста специализации и кооперации компаний (что делает японские корпорации в крупных игроков на глобальном рынке). С целью снижения негативных последствий развития монополистических тенденций официальна организация картелей как механизма защиты интересов мелких и средних компаний и обеспечения необходимого уровня. Имеет место поощрение перекрестного владения компаниями акциями друг друга для их защиты от давления крупных игроков рынков капитала.

Командно-административная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 176 с.

В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918г., когда началась гражданская война и иностранная интервенция. 30 ноября 1918г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверстка (у крестьян отбирались все излишки про­довольствия). Промышленность не выпускала товаров для населения, и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.

Значит, командно-административную систему управления можно признать - как это ни покажется парадоксальным - нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, Устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х - начале 30-х годов вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.

В начале хозяйственного строительства сверх централизованное управление давало определенный результат. Ибо объем выпуска всей продукции был еще очень невелик, а структура промышленности - сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если в 20-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 90-х годов имеется свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции. Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации. / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров. -- СПб., Академия, 2003 г.- 108 с.

Разве можно компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных проблем, связанных с развитием такого хозяйства? Разумеется, нельзя.

Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов (например, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5% всех пропорций в экономике). Более детально общегосударственный план дорабатывался механически - путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача - наращивать производство, исходя “от достигнутого”: отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которыми завершался предыдущий плановый период.

Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные экономические решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял собой некое подобие не раз пере­кроенного “тришкина кафтана”.

Его окончательная доводка и исправление проводились в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять “любой ценой”.

И тогда неизбежно обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции, заложенные в самом плане.

То добывалось слишком большое количество железной руды, а для выплавки металла не хватало кокса.

Или же мало было выпущено запасных частей для поддержания в рабочем состоянии станков, установленных на новом заводе. Не случайно народнохозяйственные планы - вопреки победным официальным сообщениям - очень часто не выполнялись.

Лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев дал реалистическую оценку основного способа планирования, примененного командной системой управления: “Что касается метода экономического планирования в России, то его вполне можно охарактеризовать, вспомнив высказывание о говорящей лошади: удивительно не то, о чем она говорит, а то, что она вообще может разговаривать. Западные экономисты часто пытались раскрыть “принцип” советского метода планирования.

Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует”. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 256 с.

За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.

Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ переживает процесс иного рода, связанный с отказом от командно-административной системы, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и переходом на рыночные методы регулирования - в этом коренное отличие первоначального накопления в старом смысле от нового. Объединяет их процесс создания класса предпринимателей с материальной основой в виде частной собственности.

В России, где многие годы в Экономике преобладал государственный монополизм в виде командно-административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путем их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг. Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность. / В. Д. Андрианов. -- СПб., Волтерс Клувер, 2011 г.- 78 с.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "административно-командная система"

Экономический словарь терминов

административно-командная система

система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Википедия

Административно-командная система

Административно-командная (или командно-административная ) система - экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, в частности идеологических методов управления; господство партийно -государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.

Экономика СССР была административно-командной на протяжении всей его истории. В отдельные периоды (1921-1928, 1987-1991) она "разбавлялась" элементами свободного рынка, однако в целом не меняла своей сути. Лишь в 1990 году была законодательно разрешена частная собственность и начался постепенный переход к полноценной рыночной экономике западного типа. Однако такой важнейший элемент административно-командной системы, как государственный контроль за ценами, просуществовал до самого распада СССР.

Термин появился в период перестройки и был введён профессором экономфака МГУ Г. Х. Поповым для обозначения сущности советской системы управления и быстро стал популярным. Впервые он упоминается в статье Г. Х. Попова «С точки зрения экономиста» («Наука и жизнь» № 4 / 1987). В ней он исследовал состояние и развитие плановой экономики СССР на основе анализа романа Александра Бека « Новое назначение ».

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

Виды экономики:

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не "продать", а "припрятать").

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием "новая экономическая политика" (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика

Еще по теме Административно-командная система (централизованная,плановая, коммунистическая):

  1. 5.2. Военно-коммунистическая модель советской плановой хозяйственной системы
  2. ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
  3. ТЕМА 7. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (50-60-Е ГОДЫ XX В.)
  4. 6.4. Экономическое развитие Советской России в условиях административно-командной хозяйственной системы (1933 – 1940 гг.)
  5. ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ (1970 - 1980-е ГОДЫ)